Велосипедный лексикон
специально сконструированная автомобильная стойка для перевозки велосипедов и другого спортивного инвентаря.
дополнительные компоненты или предметы, которые можно добавить или использовать с велосипедом, чтобы улучшить его функциональность, комфорт или безопасность. Вот некоторые распространенные аксессуары для велосипеда: сумки, фонари, замки, крылья, багажники, зеркала, подножки и т.д. Разнообразие аксессуаров позволяет каждому велосипедисту настроить свой велосипед под свои индивидуальные потребности и предпочтения.
алюминиевый сплав. В буквальном переводе alloy – любой сплав, но в велосипедной сфере данное значение применяется только к алюминиевым сплавам.
сокращение от "aerodynamically efficient" - эффективный аэродинамически, то есть обеспечивающий минимальное аэродинамическое сопротивление
багажник на велосипеде. Предназначен для перевозки закреплённых на нём небольших грузов или специальных сумок.
в бескамерных покрышках камера отсутствует, а функцию камеры выполняет специальный герметик. Покрышка с герметиком плотно прилегает к стенкам обода и не пропускает воздух. Использование таких шин не снижает вероятность прокола, однако за счёт герметика небольшие проколы очень быстро самоустраняются. Бескамерная система также предусматривает специальные обода, имеющие маркировку Tubeless Ready. Они имеют характерные стенки с углублениями, образующие своеобразный замок, в котором заклинивается корд покрышки при нагнетании воздуха.
разновидность велосипеда, изначально придуманная любителями мотокросса для тренировок. Сейчас больше распространен freestyle bmx - катание с выполнением трюков различной сложности в специально оборудованных скейтпарках.
внутренний край велосипедной покрышки.
центральная ось велосипедной каретки, с торцов которой крепятся шатуны. Внутри кареточного стакана рамы на валу запрессованы подшипники.
устройство для измерения скорости и пробега велосипеда, а также дополнительных параметров, таких как средняя скорость, время в пути, максимальная скорость, пульс, мощность, текущее время, температура, давление, каденс и др.
дополнительное приспособление для велосипеда, которое предназначено для расширения его возможностей как транспортного средства.
колёсное транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали.
велосипед, сочетающий качества как горного, так и шоссейного велосипедов. Основными отличиями являются, облегчённая рама, колёса 28-дюймов с покрышками 38-40 мм, руль располагается ближе к седлу, нежели у горного велосипеда, за счёт чего получается более прямая посадка и наличие короткоходной амортизационной вилки.
горный велосипед, оснащенный электрическим двигателем, который помогает велосипедисту преодолевать подъемы и с меньшим усилием. Электрический двигатель поддерживает педалирование велосипедиста, увеличивая скорость и помогая преодолевать трудности на трассе. E-MTB позволяет наслаждаться горным катанием с большим комфортом и увеличенной мобильностью.
велосипед адаптированный для езды по пересеченной местности. Имеет прочную раму, широкие покрышки с «зубастым» протектором и амортизирующие демпферы для устойчивости и контроля на неровных дорогах.
упрощенный и облегченный вариант велосипеда, адаптированный для поездок в прогулочном стиле по городской среде.
велосипед с одной фиксированной передачей.
специальный тип велосипеда, который предназначен для спортивной езды по овальному кругу на велотреке. Основная особенность – фиксированная передача, что означает отсутствие переключателей скорости. Тормоза встроены в заднюю втулку и работают путем замедления вращения педалей.
велосипед для тех, кто предпочитает долгие и комфортные поездки. Его стильная винтажная внешность, комфортная рама и практичные крепления для дополнительных аксессуаров делают его незаменимым спутником для путешествий. Такие байки, как правило, оснащаются багажниками и мягкими сёдлами.
велосипед для гонок по асфальтированным дорогам, который предназначен для спортивной езды на длинные расстояния с подъёмами и спусками, включая гористую местность. Такой велосипед обычно имеет небольшой вес, низкую и агрессивную посадку, что обеспечивает маневренность и быстрое прохождение поворотов.
велосипедный шлем – часть экипировки велосипедиста, предназначенная для защиты головы от ударов при падениях и ДТП.
компонент, который соединяет переднее колесо с рамой и передает повороты руля на колесо для управления велосипедом. Все велосипедные вилки можно разделить на 2 типа: жесткие и амортизационные. Жесткие вилки чаще всего используются на шоссейных велосипедах, в то время как на горных велосипедах обычно устанавливаются амортизационные вилки.
воздушно-масляные вилки оснащены специальным демпфером и пружиной, которые работают на основе сжатого воздуха. При помощи насоса можно регулировать уровень жесткости амортизации, подстраивая его под индивидуальные предпочтения и условия маршрута. В результате, велосипедист получает более плавное и комфортное катание, а также повышенную устойчивость и маневренность. Воздушные амортизационные вилки являются незаменимым компонентом для опытных велосипедистов и спортсменов, которые ценят высокое качество и производительность своего велосипеда.
состоит из пружины и эластомера, которые работают вместе для поглощения ударов и вибрации, возникающих при проезде по неровностям дороги. Пружина в вилке служит основным элементом амортизации. Она сжимается и расширяется в зависимости от нагрузки, поглощая удары и обеспечивая более плавное катание. Эластомер является дополнительным элементом амортизации. Он представляет собой специальный материал с высокой упругостью, который также поглощает вибрации и работает вместе с пружиной для обеспечения более гладкого и контролируемого катания.
вилка без амортизационных элементов. Она обеспечивает прямую и неподвижную поддержку переднего колеса, делая велосипед более жестким и эффективным при передаче энергии педалирования. Ригидная вилка обеспечивает точное управление и отзывчивость на ровных поверхностях, идеальна для городских и шоссейных велосипедов, где амортизация не требуется и важна максимальная эффективность передачи энергии.
комплект из 2х велосипедных колёс, переднего и заднего.
метод прокладки тросов и гидролиний на велосипеде, при котором они проходят внутри рамы велосипеда, а не снаружи. Преимущества внутренней проводки велосипеда включают более чистый и эстетически приятный внешний вид, защиту проводов от внешних повреждений и улучшенную аэродинамику.
манетка, переключатель которой располагается перед грипсами и переключение осуществляется его поворотом.
втулка на заднее колесо. Имеет встроенную трещотку в виде шлицевого барабана, на который надеваются задние звёзды (кассета). Втулка кассетного типа как правило лучше и надежнее трещоточной, она дольше служит и выдерживает больший вес велосипедиста.
центральная деталь переднего колеса, которая вращается вокруг неподвижной оси на подшипниках.
передняя и задняя втулки в комплекте с осями или с эксцентриками.
инструмент, при помощи которого можно выдавить соединительный пин цепи и разомкнуть звенья.
часть велосипеда, которая соединяет шток вилки с рулём.
ручки, насадки на велосипедный руль, которые предназначены для обеспечения надежной фиксации рук на руле и обеспечения комфортного контакта с велосипедом. Они помогают улучшить управляемость, а также снизить усталость и вибрацию во время катания.
дисциплина горного велосипедного спорта, которая заключается в спуске с горы по специально подготовленным трассам с высоким уровнем наклона и техническими сложностями. Основная цель downhill - преодолеть трассу как можно быстрее, преодолевая препятствия, такие как камни, корни и повороты.
технология, применяемая при изготовлении велосипедных рам. Суть технологии заключается в переменной толщине стенок (труб). В местах повышенной нагрузки, таких как рулевая колонка, кареточный и подседельный узел толщина стенки больше. В свою очередь, в середине трубы, где рама не испытывает больших нагрузок, толщина стенки уменьшается. Такая технология позволяет заметно уменьшить вес конструкции без потери прочности.
велосипеды с передней амортизационной вилкой и задним амортизатором на раме для заднего колеса. Предлагаются в различных ценовых категориях: более доступные модели предназначены для комфортного катания по неровным дорогам и прогулок, в то время как более дорогие модели предназначены для активного спорта и участия в соревнованиях.
специальное дополнительное кресло для ребёнка. В зависимости от типа крепления, может быть установлено либо над задним колесом, в месте крепления багажника, либо на верхнюю трубу рамы между рулём и седлом.
любая велодеталь с множеством высверленных в ней отверстий для уменьшения веса.
части рамы, расположенные на задних перьях, а также часть вилки в нижней части её ног, в которые вставляются оси втулок при установке колес. Они играют важную роль в обеспечении правильного и надежного крепления колес к велосипеду.
телескопический подседельный штырь, который позволяет велосипедисту регулировать высоту сиденья во время катания. Использование велосипедного дроппера позволяет велосипедисту быстро и легко адаптироваться к различным условиям маршрута, повышая комфорт, контроль и безопасность.
специальный хомут для фиксации и соединения различных частей велосипеда.
получил свое название из-за формы металлической скобы которая фиксируется самим замком. U-lock считаются одними из самых надежных среди всего многообразия типов велосипедных замков.
дополнительный аксессуар, который достаточно просто крепится на нижнее перо рамы, и предназначен для гашения ударов цепью по перу при наезде на неровности. Предотвращает появление царапин и сколов на раме, а также снижает уровень шума при катании.
деталь трансмиссии, которая взаимодействуя с цепью и обеспечивает передачу усилий от ног велосипедиста на заднее колесо.
двойное пробитие камеры ободом в результате удара приспущенного колеса о бордюр или другое подобное препятствие.
каденс велосипедиста - это скорость его педалирования, выраженная в оборотах в минуту (об/мин).
накачиваемая воздухом замкнутая в кольцо резиновая трубка с вмонтированным в неё ниппелем. Помещается внутри велосипедной шины.
очень лёгкий и прочный композитный материал на основе углеродных волокон, который всё больше используется в велосипедной индустрии. Современный качественный карбон практически не уступает по прочности различным сплавам и иногда даже превосходит их. Также карбон хорошо поглощает вибрации. Используется в производстве велосипедов высокого любительского класса, а также в изготовлении предпрофессиональных и профессиональных моделей для спорта.
часть велосипеда, соединяющая, с одной стороны, шатуны педалей и ведущую звезду и раму велосипеда, с другой стороны. Каретка позволяет свободно вращать шатуны педалей, приводить в движение велосипедную трансмиссию, при этом обеспечивая её жесткую фиксацию на велосипеде.
система задних звёзд для изменения передаточного отношения объединённых в кассету. Фиксируется на задней втулке колеса.
обода с керамической тормозной поверхностью.
позволяют велосипедисту закрепить ногу на педали в фиксированном положении, создавая единое целое между ногой и педалью. Это обеспечивает более прочный и эффективный контакт велосипедиста с приводом велосипеда, повышая эффективность передачи силы и улучшая управляемость. Контактные педали широко используются во многих видах велосипедного спорта и для повышения эффективности катания.
часть подшипника конусного типа. Внутреннее кольцо называют конус подшипника, а наружное – чашка подшипника. Между ними располагаются элементы качения (шарики).
тонкий гаечный ключ для регулировки конусов подшипников.
корона, верхняя часть вилки, где соединяются две "ноги" с рулевой трубой.
дисциплина горного велоспорта, которая включает гонки на велосипедах по различным типам местности, такие как горы, леса, поля и другие природные трассы. В гонках кросс-кантри участники стартуют одновременно и соревнуются на время. Трассы могут быть разнообразными - от крутых подъемов и спусков до технических участков с корнями, камнями, песком и грязью. Кросс-кантри является одной из самых популярных и доступных дисциплин велоспорта, привлекая как профессиональных гонщиков, так и любителей. Она предлагает возможность насладиться природой, испытать адреналин и развить свои физические и технические навыки езды на велосипеде.
Круизер (cruiser) - это тип велосипеда, родоначальником которого считается компания Schwinn в далеком 1933 году. Сегодня круизер - это комфортный прогулочный городской велосипед с прямой посадкой, широким удобным седлом, небольшим набором передач, стильной рамой и аксессуарами.
велосипедные крылья предназначены для защиты велосипедиста от брызг воды и грязи при катании по влажным покрытиям.
удлинение руля или так называемый "лежак" - приспособление, дополнительно закрепляемое на руль велосипеда и обеспечивающее низкую аэродинамическую посадку
стопорное кольцо (например, фиксирующее кассету на барабане задней втулки).
портативный прибор для измерения давления в шинах.
инструмент для облегчения съема и надевания покрышки на обод колеса.
специальные заглушки для руля, которые предотвращают попадание в трубу грязи и прочих посторонних предметов.
часть велосипеда, корректирующая угол и направление тормозных тросиков и/или тросиков переключателей скоростей.
устройство для нагнетания воздуха в шины велосипеда, а также для подкачки воздушных амортизационных вилок.
автомобильный тип ниппеля, который также используется на некоторых велосипедных камерах.
пневматический клапан для камер велосипедов. Имеет винтовую запорную гайку, которая закрепляет клапан в закрытом состоянии. Возможно использование завинчивающийся грязезащитной крышки.
ниппель (головка) спицы. Предназначен для фиксации спицы к ободу колеса.
предназначена для поглощения ударов, вибрации во время езды на шоссейном велосипеде. Также обладает антискользящим эффектом.
внешняя круглая конструкция колеса, на которую устанавливается внутренний край шины.
предохранительная прокладка, также известная как "флиппер", надеваемая на обод под камеру
эллиптические (овальные) передние звезды. В теории овальные звезды позволяют приложить больше мощности там, где ваши ноги давят сильнее, меньше — там, где ноги слабее.
специальные упоры на раме велосипеда, которые фиксируют и ограничивают в движении рубашки тросиков.
Ось втулки колеса.
это одна из настроек амортизационной велосипедной вилки, которая контролирует скорость возвращения вилки в исходное положение после сжатия. Эта настройка влияет на поведение вилки при прохождении неровностей и препятствий на трассе. Более быстрый отскок может обеспечить более быстрое возвращение вилки в исходное положение, что может быть полезно при быстром и активном катании. С другой стороны, более медленный отскок может обеспечить более плавное и контролируемое движение вилки, что может быть предпочтительно при техническом катании или на сложных трассах. Настройка Rebound зависит от предпочтений и стиля катания каждого велосипедиста. Оптимальная настройка может быть достигнута путем экспериментирования и настройки вилки в соответствии с индивидуальными потребностями и условиями трассы.
основание кассеты (каркас) на которое закреплены звёзды. Главные его функции – это надёжная фиксация звёздочек и защита барабана втулки от повреждений (закусов).
пара педалей служащая для передачи усилия ног велосипедиста на шатун велосипедной «системы» и, тем самым, приведении велосипеда в движение.
переключение передач на велосипеде изменяет передаточное отношение в трансмиссии и позволяет использовать оптимальный каденс в зависимости от условий поездки, на разных скоростях движения.
часть велосипедной трансмиссии, предназначенная для изменения частоты вращения и крутящего момента.
трубы велосипедной рамы в задней её части. Верхние диагональные перья называется seat stays, нижние перья называются chain stays.
сумка, которая крепится под седло велосипеда. В сумку такого вида можно положить: насос, инструменты, личные вещи, провизию.
часть велосипеда, выполненная в виде трубы, соединяющая седло с рамой. Наиболее распространенные диаметры подседельных штырей: 27.2 мм, 28.6 мм, 29.2 мм, 31.6 мм, 34.9 мм. Подседельные трубы изготавливают из стали, алюминиевого сплава или карбона.
механизм для фиксации вала (оси) и обеспечение его свободного вращения, качения или линейного смещения.
чехлы из толстой резины, надеваемые на пневматические камеры велосипеда.
велосипедные покрышки, которые имеют гладкую центральную часть с минимальным узором для отличного наката, но при этом имеют боковые шипы для устойчивости при маневрах на грунте.
подшипники закрытого типа, отличаются высокой надежностью и долговечностью
основная часть велосипеда, к которой крепится велосипедное оборудование.
один из видов износа цепи, при котором она от регулярных нагрузок постепенно вытягивается в длину
тонкая трубка, в которую продевается тормозной тросик и трос переключения скоростей. Её назначение – направить трос для максимально эффективной передачи усилия на тормоз или переключатели скоростей. "Рубашки" также защищают тросики от грязи и повреждений.
главной функцией рулевой колонки является обеспечение надежного крепления и плавного вращения штока вилки в рулевой трубе рамы велосипеда, что в итоге позволяет велосипедисту легко и плавно управлять велосипедом. Она состоит из подшипников, пыльников, чашек и якоря.
приспособление для управления велосипедом. Бывают различной формы, которая зависит от типа и назначения велосипеда. Например «прямой» руль устанавливается на горные велосипеды, а руль «баран» – на шоссейные. Рули для BMX (трюковых) и прогулочных велосипедов также имеют свою характерную изогнутую форму.
руль с фигурной формой для шоссейных, гравийных и др. дорожных велосипедов.
является важной частью велосипеда, которая принимает на себя значительную часть веса велосипедиста, вместе с педалями и рулём. Седло должно быть комфортным для сидения, одновременно не создавая трудностей при педалировании. Оно крепится на подседельный штырь, который вставляется в подседельную трубу рамы.
два шатуна и блок передних звездочек, образующих механизм, передающий усилие от педалей к цепи.
покрышка с неметаллическими (кевларовыми бортами), которую можно складывать.
велосипед со складной конструкцией для удобного хранения и перевозки.
покрышки без протектора, обеспечивающие меньшее сопротивление качению.
специальный ключ с помощью которого можно регулировать натяжение спиц, путём вращения спицевых ниппелей.
спицы велосипедного колеса являются конструктивными элементами, соединяющими втулку и обод. Они выполняют важную функцию, обеспечивая прочность и устойчивость колеса. Благодаря спицам велосипедное колесо становится легче, что положительно сказывается на общем весе велосипеда.
приспособление (тренажер), которое позволяет кататься на велосипеде, пока он остается неподвижным. Они обычно используются для разогрева перед гонками или при неблагоприятных погодных условиях.
сумки, подвешиваемые по бокам багажника. Незаменимая вещь для велотуризма.
велосипед с двумя посадочными местами для двух человек.
крепятся к раме или на рулевой вилке в верхней части, таким образом, чтобы тормозные колодки закреплённые на рычагах, синхронно прижимались к ободу колеса осуществляя торможение.
ободные тормоза у которых тормозные рычаги перекрещиваются между собой в форме буквы U. Часто применяются на BMX велосипедах.
популярный тип тормозной системы для велосипедов. Они используют гидравлическую жидкость для оказания давления на тормозные колодки, которые затем прижимаются к ротору, чтобы замедлить или остановить велосипед.
популярный тип тормозной системы для велосипедов. Давление на тормозные колодки, передаётся механически по тросикам, посредством нажатия на тормозные ручки. После нажатия колодки прижимаются к ротору, чтобы замедлить или остановить велосипед.
рычаги с колодками крепятся на кронштейнах вилки или рамы и так же приводят в действие колодки посредством нажатия на тормозную ручку. Устаревшая технология, которая практически не встречается на современных велосипедах.
ободной тормоз, который используются на дорожных и шоссейных велосипедах.
специальные заглушки у основания тормозных ручек на руле-баране. Обеспечивают удобный хват руля при расслабленной вертикальной посадке
рычаг, приводящий в действие ручной тормоз велосипеда.
часть тормозной системы и её основной рабочий компонент. Тормозная колодка создаёт тормозное усилие, за счёт взаимодействия с поверхностью тормозного диска или обода колеса и преобразует силу нажатия в тормозной момент.
связующее звено между педалями и колёсами велосипеда. Она отвечает за своевременную передачу и распределение крутящего момента. В нее входят шатуны, передние звездочки, цепь, задние звездочки и переключатели.
дисциплина горного велоспорта, которая сочетает в себе элементы кросс-кантри и спуска. Она предлагает велосипедистам возможность наслаждаться катанием по разнообразным трассам, включающим как подъемы и спуски, так и технические участки. Главная особенность Trail заключается в том, что трассы предлагают разнообразие условий, от лесных тропинок и грунтовых дорог до каменистых спусков и технически сложных участков. Это позволяет велосипедистам испытать свои навыки в различных условиях и на разных типах поверхностей.
система трансмиссии, которая состоит из набора несъёмных звёзд и соединяется с втулкой заднего колеса через храповый механизм. Наиболее распространены вариации с 6-ю и 7-ю звёздами (скоростями). Такой тип трансмиссии производители велосипедов в основном устанавливают на детские, а также на бюджетные взрослые модели.
трехколесный велосипед. От двухколесного отличается очень высокой устойчивостью и повышенной грузоподъёмностью.
элемент тормозной системы или системы переключения передач, который передает тяговое усилие с одного элемента на другой, осуществляя тем самым дистанционное управление.
трубчатая шоссейная покрышка, или трубка - имеет корд, скрепленный вокруг внутренней камеры, и не имеет удерживающего борта. Крепится приклеиванием к ободу.
специальное приспособление, для фиксации ноги на плоской педали велосипеда.
вид туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения.
средство передвижения, приводимое в движение мускульной силой человека, оснащённое одним колесом.
специальная задняя втулка с одной звездой без свободного хода, при котором во время вращения заднего колеса педали будут крутиться постоянно. Изначально велосипеды с такой передачей использовались только на треке, но постепенно начали появляться на улицах, образовав целую субкультуру.
специальная бутылка для питья при езде на велосипеде. Как правило имеет эргономичную форму. Велофляги бывают разного объёма, но наиболее распространены с ёмкостью от 400 до 800 мл.
велосипедный аксессуар для фиксации фляги на раму велосипеда.
горный велосипед, который подойдёт и любителям для поездок по парку, и спортсменам, которые предпочитают кататься в стиле кросс-кантри за пределами города. Основное отличие хардтейла заключается в наличии амортизационной вилки спереди, в то время как заднее колесо не имеет амортизатора. Этот тип велосипеда является одним из самым универсальных и продаваемых.
инструмент "хлыст" - короткий кусок цепи с рукояткой для снятия задних звездочек.
расстояние, на которое может сжиматься и разжиматься амортизационная велосипедная вилка. Измеряется в миллиметрах (мм) и указывает на максимальное перемещение вилки при прохождении неровностей и препятствий на трассе. Большой ход амортизации позволяет вилке лучше поглощать удары и вибрации, обеспечивая более гладкое и комфортное катание на неровных поверхностях. Он также способствует лучшей сцепляемости колес с поверхностью и повышает контроль велосипедиста в условиях экстремального катания. Ход амортизации может варьироваться в зависимости от типа велосипеда и его предназначения. Например, у горных велосипедов для кросс-кантри обычно используется вилка с ходом от 80 до 120 мм, в то время как у велосипедов для спусков и экстремального катания ход может достигать 160-200 мм и более.
легированная сталь, содержащая добавки хрома и молибдена, применяемая для производства рам.
часть велосипеда, предназначенная для передачи крутящего момента с ведущей звездочки велосипеда на ведомую. В зависимости от типа велосипеда, установленная на нём цепь может быть односкоростной или с поддержкой переключения (скоростная) на 6,7,8,9,10,11,12 скоростей.
линия цепи, правильное расположение ведущей звезды относительно заднего блока звездочек.
специальный велосипедный чехол для перевозки разобранного велосипеда в транспорте.
рычаг, передающий усилие с педалей на вал каретки.
шестигранные ключи, также известные как шестигранники, являются одним из наиболее популярных и универсальных инструментов в мире механики и ремонта велосипедов.
металлическая часть специальных велосипедных туфель, которая крепится болтами к их подошве. Предназначена для того, чтобы "встёгиваться" в контактные педали.
механизм управления переключением передач, который расположен на руле велосипеда. На сегодняшний день наиболее популярны триггерные шифтеры, которые переключают передачи за счет двух рычажков, один из которых натягивает тросик, а другой ослабляет.
быстросъёмные крепления для фиксации колёс к раме и/или вилке велосипеда.
дисциплина горного велоспорта, которая сочетает в себе элементы спуска и кросс-кантри. Гонки Enduro отличаются от других дисциплин тем, что гонщики должны быть способны справиться с различными типами трасс и преодолеть разнообразные препятствия, такие как корни, камни, перепады высот и технические секции. Велосипеды, используемые в гонках Enduro, обычно имеют более длинную подвеску и агрессивную геометрию, чтобы обеспечить лучшую управляемость и амортизацию на сложных участках трассы. Гонки Enduro пользуются популярностью среди велосипедистов, так как они предлагают комбинацию адреналина и технического мастерства.